11 августа 2009 г.
Газета "Областная"
В июле областной центр на неделю стал городом поэтов и бардов. Девятый Международный фестиваль поэзии на Байкале, организованный региональным отделением Союза российских писателей, безусловно, был самым ярким культурным событием середины лета. Поэтическое слово звучало в Иркутске, Ангарске и Шелехове, собирая большие залы и объединяя приезжих мэтров, иркутских стихотворцев и читателей. Завершился фестиваль концертом под открытым небом на Байкале. После всех этих событий газета «Областная» встретилась с координатором форума Игорем Дроновым, который подвел итоги и рассказал о планах на будущее.
– Что на фестивале удалось, а что не совсем получилось?
– На наш взгляд, почти все мероприятия прошли удачно. Ошибка была, наверное, только в том, что мы разъединили выступления поэтов и бардов. Но все равно, я считаю, что 300 человек на поэтическом вечере в Иркутске летом – это хорошо. В библиотеки приходило минимум по 30 читателей, общение получилось интересное и по-своему поучительное: и мастер-класс Бахы-
та Кенжеева, и презентация книг Александра Кабанова, и переводы английских стихов Бродского от Виктора Куллэ, и творческая встреча с Максимом Амелиным.
Жаль, что в дискуссии о языке поэзии XXI века не участвовал человек, который, на мой взгляд, ближе всего подошел к его созданию. Может быть, он будет предшественником грядущего Пушкина, а может, и сам станет им. Я говорю о поэте Александре Кабанове, у которого в стихах есть и англицизмы, и компьютерный сленг, и поиски новых значений русских слов. Направление, в котором он работает, – авангард современной поэзии. А вообще, дискуссия получилась. Замечательно, что в ней участвовала профессор кафедры новейшей русской литературы Иркутского госуниверситета Ирина Плеханова. Я считаю, что в Иркутске очень сильная филологическая школа, и мы обязательно будем привлекать филологов к дискуссиям о современной русской литературе, использовать их обзоры, рецензии, научные статьи.
– Говорят, в этом году у фестиваля появилась особая атмосфера...
– Идеей этого форума было вынести поэтический праздник на улицы города, чтобы привлечь как можно больше людей. Ведь на самом деле спроса на поэзию нет, потому что нет предложения. И нам удалось осуществить свой замысел: в совокупности мероприятия фестиваля посетило более 1,2 тысячи человек.
Кстати, в этом году мы пошли на рискованный шаг и впервые пригласили на поэтический фестиваль бардов, этого никто раньше не делал. И Юрий Лорес мне сказал: вы совершенно верно провели фильтрацию авторской песни – по ценности текста. Кстати, на этом фестивале Бахыт Кенжеев открыл для себя поэта Олега Медведева, он даже обещал написать ему рекомендацию для вступления в Союз писателей. Значит, и такой формат поэзии имеет право на жизнь.
– Как Бахыт Кенжеев оценил творчество иркутских поэтов?
– Он отметил для себя, что профессионально работают Артем Морс, Анна Асеева, Екатерина Смолева, Надежда Ярыгина и другие. При этом он был тактичен, для каждого находил теплые слова. В принципе, нашим молодым поэтам не нужно было ничего доказывать, потому что многие из них – уже состоявшиеся авторы. Но всегда интересно проверить себя и пообщаться с мастером. Между прочим, с Бахытом Кенжеевым на фестивале каждый мог поговорить в частном порядке, он никому не отказывал.
– Фестиваль – это еще и творческая среда. Удалось ли найти конструктивную форму общения участников?
– Я думаю, да. И хорошо, что фестиваль ушел от «междусобойчиков», что и простые ценители поэзии могли участвовать в нем. Кстати, многие читатели специально приехали к нам из Красноярска, а из Саратова приехала поклонница Олега Медведева. Кроме того у фестиваля появилась изюминка – гала-концерт на Байкале, который прошел удивительно хорошо.
– Мне говорили, что у вас возникли финансовые трудности?
– Дело в том, что к моменту начала фестиваля у нас не было бюджетных денег: министерство культуры и архивов Иркутской области не отказало нам, но реальные поступления отсрочило из-за напряженной финансовой ситуации. Поэтому мы немного влезли в долги. Хорошо, что нашлись люди, которые согласились дать деньги поэтам. Вообще, фестиваль стоил более 1 миллиона рублей, но сейчас долг составляет примерно 260 тысяч – это то, что должен Союз российских писателей и я лично различным организациям. Я считаю, что это небольшие деньги для такого мероприятия, ведь отклик фестиваль имел огромный, и как культурное событие он состоялся. Сейчас мы собираем отзывы в блогах и в прессе. Естественно, мнения разные, но в основном положительные.
– В этом году у фестиваля появился сайт, будет ли он постоянным ресурсом?
– Он будет работать всегда. Сейчас мы дождемся откликов в «Новом мире», в журнале Александра Кабанова «ШО», которые обязательно последуют, дадим на них ссыл-
ки. Появится видео Александра Журавского, который снимал гала-концерт на Байкале. Есть запись встречи с читателями в Иркутске II, где выступали Амелин, Корбут, Костромин, Шаршов. Потом вся информация о девятом фестивале уйдет в архив, и мы начнем заниматься десятым. Уже сейчас есть масса идей.
– Кто же будет приглашен на юбилейный фестиваль поэзии?
– Мы хотим пригласить по самой яркой звезде с каждого фестиваля. С первого – Кушнера или Кублановского, со второго – Иртеньева, с третьего – Берязева, с четвертого – либо Грицмана, либо Радашкевича, с пятого – Евгения Рейна, с шестого – Кибирова или Ирину Ермакову и т. д. А участников девятого – всех. Далее – еще шикарных русских поэтов: Гандлевского, Дмитриева, Светлану Кекову, Марию Ватутину, Геннадия Каневского. Ирина Плеханова считает лучшим современным поэтом Всеволода Емелина – и его пригласим. Потом – Евгения Лесина, Юлия Гуголева, Михаила Щербакова – популярнейшего российского барда, извините, поющего поэта. Пора привезти в Иркутск и человека из окружения Янки Дягилевой и Егора Летова – Романа Неумоева.
Мы планируем сделать масштабный фестиваль – до 30-ти приглашенных плюс иркутяне. И мероприятия распределить по трем городам – Иркутску, Братску, Улан-Удэ. Скорее всего, время проведения – июль. Кстати, нашим проектом заинтересовался президентский фонд «Русский мир», и я думаю, мы отправим заявку на грант. Кроме того, многие люди уже сейчас предлагают нам помощь, им понравилось то, что они увидели на фестивале. Причем это далекие от поэзии люди.
– Важно, что на этом фестивале состоялся вечер памяти его основателя – Анатолия Кобенкова.
– Вечер, правда, начинался пафосно, но в итоге удалось вспомнить о нем прежде всего как о человеке. Не знаю, всем ли это понравилось, но, я считаю, именно такими нужно помнить поэтов. Конечно, смерть Сапронова накануне была ударом…Я думаю, такие вечера памяти станут традицией фестиваля.
– Судя по отзывам читателей, особенно удались встречи в библиотеках. И здорово, что вместе с мэтрами свои стихи читали иркутские поэты. Жаль только, что все встречи проходили одновре-
менно.
– Идея была в том, чтобы в разных местах города одновременно звучало поэтическое слово, обращенное к Богу. Но я согласен с вами, мы это учтем. В этом году нам важно было заявить о себе, потому что возникла опасность, что фестиваль прекратит свое существование, а Иркутску преступно терять поэтический форум. У нас сейчас много интересной молодежи – абсолютно разной, что очень хорошо. Как говорится, пусть цветут сто цветов. Кому-то понравится Журавский, а кому-то – Морс, у нас большое предложение разных поэтов с разным мировоззрением, стилем, подходом. В деталях различных, но одинаковых в одном: их стихи – это обращение к Богу. Когда человек говорит перед небом, тогда и начинается настоящая поэзия.
– Завязались ли между иркутскими участниками и гостями творческие контакты?
– Конечно, многие поэты переписываются через Интернет, но в виртуальном общении не возникает такого творческого контакта, как при личной встрече. Кстати, теперь для меня несомненно, что Олег Медведев и Ольга Афраймович – это готовые члены Союза писателей. Кроме того существовали в Иркутской области три поэтических легенды 1980-х годов: Сергей Корбут из Иркутска, Василий Костромин из Братска, Сергей Шаршов из Черемхово. И Максим Амелин – редактор издательства «ОГИ» – заинтересовался поэзией Шаршова. Есть шанс, что его книга выйдет в Москве.
В следующем году нам бы хотелось показать весь спектр поэзии, и в том числе – иркутской. Кстати, у нас есть молодые талантливые поэты – Анна Чернигова из Братска и Кристина Эбауэр из Усть-Илимска, пора и их показать. Ведь наша поэзия живет и развивается, и она еще появится на литературной карте России.
Елена Орлова
Оригинал статьи