24 апреля 2009 г.
Областная газета
Партизанская акция провинциальных поэтов
Вышедший в преддверии фестиваля поэзии на Байкале очередной номер альманаха «Иркутское время» похож на небольшую культурную бомбу. Чем-то он даже напоминает партизанскую акцию, призванную подтвердить: провинциальные поэты живы!
Уже известна программа поэтического фестиваля. К сожалению, в этот раз география его участников сузится. Но уже заявлены и представлены фактически классики Бахыт Кенжеев и Александр Кабанов, бывавшие у нас ранее Виктор Куллэ и Максим Амелин, а также легенда авторской песни Юрий Лорес.
На фоне опубликованных в альманахе гостей фестиваля стихи авторов Приангарья не теряются. Заслуга составителей «Иркутского времени» в том, что издание адекватно и полно демонстрирует мир современной региональной поэзии. А это особенно важно, если вспомнить, в каких условиях живут и выживают авторы провинции. Литературный мир в таких городах можно сравнить с кастрюлей, внутри которой что-то бурлит, но и крышка плотно удерживается. По «Иркутскому времени», современный поэтический мир нашего края – живой, интригующий, непростой. Балансирующий между гражданским звучанием стихов братчанина Максима Чуласова и тонкой, почти интимной лирикой иркутянки Екатерины Боярских.
Акцентировать внимание на отдельных авторах – задача не совсем благодарная и справедливая. Здесь уместнее говорить о некоторых различиях в поэтических атмосферах (слова «школа» и «традиция» я намеренно не пишу). Авторов из Братска, к примеру, всегда отличали определенная обособленность и чуть повышенный градус отчаяния: будь то традиционные по форме тексты Василия Орочона или исповедальные стихи Анны Черниговой (чтение их напоминает чтение чужих писем через плечо). В иркутских поэтах (при всем эстетическом, художественном и прочем многообразии) чувствуются основательность, классическая школа. Открытием номера стали пронзительные тексты автора из Усть-Илимска Кристины Эбауэр…
А главное – «Иркутское время», публикуя на своих страницах поэтов из разных городов и регионов, размывает границы. И не лишний раз напоминает о том, что «провинция» – это термин, прежде всего, географический, а не художественный. Поэтическое слово прописки не имеет.
Сергей Анисимов
Оригинал статьи