Поэзия определенно вышла из моды. Если в начале ХХ века быть культурным человеком означало вращаться в поэтических кругах и не пропускать чтения, а в шестидесятые годы поэты собирали стадионы, то сейчас сложно найти человека, который бы знал фамилии хотя бы десятка современных поэтов. И Пушкина-то процитируют не больше строфы. Сейчас модно другое: стоять на Болотной площади, цитировать Навального и следить за новостной лентой Мебиуса: как там, в Никарагуа, не потоп ли случайно? Между тем, у нас с вами под боком, в центре Иркутска прошло мероприятие международного масштаба для тонкой прослойки интеллигенции: Фестиваль поэзии на Байкале, двенадцатый по счету.
Афиши с присно упомянутым Пушкиным на всех городских столбах, вход на все мероприятия бесплатный, даже на гала-концерт в театре им. Н.П.Охлопкова, а посетителей — по пальцам пересчитать, исключительно реликтовые интеллигенты.
? |
ЮРИЙ ПОЛЯКОВ На фестивале поэзии на Байкале прошло больше 20 мероприятий, были встречи, лекции, чтения, был даже свободный микрофон, любой мог выйти и почитать свои стихотворения или произведения любимых поэтов. И я скажу так: если ты за всю неделю не нашел время прийти на фестиваль, то забудь, что ты образованный человек. Не стоит называть себя культурным человеком, если пропускаешь культурные события». |
Государственный масштаб мысли главного редактора «Литературной газеты» впечатляет; вот, к примеру, его мнение о том скандальном списке 100 книг, которые в обязательном порядке должны прочитать школьники:
«Представьте: для школьников сделали список, в котором 30% — эмигрантская литература, Довлатов там всяческий. Мы кого воспитывать-то будем — эмигрантов? Я считаю, что эммигрантские страдания, уезжать — не уезжать, — они в школе не нужны. Иначе мы продолжим кормить Силиконовую долину, куда и так утекло слишком много мозгов. А нам надо воспитывать нормального гражданина, который останется в стране и будет ее поднимать. И провинциальные авторы в этом смысле — наша основа».
К слову, «Литературная газета» — чуть ли не единственное издание в Москве, которое обращает внимание на провинциальных писателей и поэтов. Когда я пришел в газету, там печатали поэтов только москвичей и питерцев. Первое, что я сказал, было: «в очередном номере будет только один москвич и один питерец, остальные должны быть из России». С тех пор мы стараемся этот баланс соблюдать, обязательно печатаем поэтов из регионов.
?Почти два десятка таких поэтов из регионов и пригласили для участия в фестивале. Формат общения был самый разный; например, блестящий оратор Сергей Бирюков читал лекцию о поэтическом авангарде в стенах иркутского филфака, а в галерее «Revолюция» декламировал свои стихи. Это тексты не для широкого круга: вспомните классиков жанра Хармса, Введенского, Хлебникова. Сергей Бирюков, ныне житель Германии, — значительная в литературной среде фигура, кандидат филологических наук, доктор культурологии, председатель Академии Зауми, член Союза писателей XXI века, автор многочисленных публикаций и книг. За кафедрой он выглядит, как проповедник во время мессы. В Сети в открытом доступе есть его «Року укор» — литературоведческий текст, в котором классификация авангардной поэзии подана исчерпывающе и прекрасно.
|
Фото из архива оргкомитета Фестиваля поэзии на Байкале
|
Чуть более скандальным было выступление нашего бывшего земляка, а ныне красноярца, Александра Сурикова в «Revолюции»: когда он читал свои примитивистские стихи (помните дадаистов?), некоторые слушатели не выдерживали и уходили посреди выступления. Но еще Чаадаев в свое время сказал «Слова звучат в отзывчивой среде» и свой слушатель — остается. Надо отметить, что поэты на прошедшем фестивале вообще с удовольствием выходили за рамки общепринятого и за границы формата: примером может послужить вечер «поэзия 18+» в баре «Первач». Под стук стаканов и лязганье вилок по тарелкам поэты зачитывали строки adult-формата, неловко извинялись перед почтенной публикой, и иногда сконфуженно глотали слово из трех букв. В поэзии даже без использования мата и декамероновских сценок легко быть пошлым, если встать на накатанные рельсы банальности «кровь-любовь». Рифмы с обсценной лексикой и про самое близкое, исподнее, в этом смысле — тоже авангард, хотя конечно, каждый вспомнит матерок классиков глубоко в анналах. Конферанс перемежался обсуждением прецедента изъятия вышеупомянутого слова из русской речи на законодательном уровне, по счастью, фейкового. Поэты оживляются, рассказывают в стихах о правилах употребления слов и частей тела по назначению и для взаимной выгоды. Тема оказывается необъятной и крайне продуктивной, строчки с *бать и **зда продолжают сыпаться в пространство, концентрируются и превращаются в дым. |